hram-photo

ХРАМ во имя
святого благовернаго равноапостольнаго
князя ВЛАДИМИРА
д. Сартаково

Крещение – таинство, через которое человек соединяется с Богом. По сути, крещаемый, рождаясь во Христе, начинает свою жизнь с чистого листа. Издревле верующие с большим благоговением готовились к встрече с Богом в крещальных водах. Неудивительно, что подготовка к крещению (оглашение) в иные времена занимала до трех лет. Однако сейчас многих крестят без оглашения. Крещение без подготовки плодит и номинальных восприемников, не способных оказывать положительного влияния на духовную жизнь своих крестников.

--79

Как объяснить смысл таинства крещения? 


Приходит молодой человек к священнику и говорит: «Хочу креститься». Батюшка с ним побеседовал об азах православной веры, а потом подводит его к большому кресту, который есть в каждом храме, и спрашивает: «Хочешь ли ты, чтобы крест был твоей жизнью?» Молодой человек задумался и смущенно ответил: «Я, наверное, еще не готов...» Он интуитивно понял, эмоционально пережил, что крещение – это соединение с Богом, которое налагает на человека большую ответственность и требует того, чтобы верующий разделил свою жизнь с Богом целиком и без остатка. Здесь проблема стоит не столько в объяснении богословского смысла крещения, сколько в способности желающего креститься пережить внутренне, сердцем понять это великое таинство.

В момент крещения происходит таинственное благодатное соединение верующего с Богом и духовное обновление человека. Крещение – это рождение в Боге, восстановление единства с Ним.

Богословский смысл этого таинства именно таков, но поскольку духовное обновление для нас сейчас еще в полной степени не доступно, то часто оно сопряжено со многими скорбями. Иными словами, чтобы благодать была воспринята и усвоена человеком, ему нужно потерпеть какие-то скорби. Потому и говорится, что мы должны нести свой крест. Поэтому человеку нужно идти к таинству крещения не для того, чтобы ему было много счастья в сей жизни, или еще по каким-то земным причинам. Основным мотивом крещаемого должно стать желание соединиться с Богом, чтобы служить Ему, а также спасение от греха.
В подтверждение того, что крещение есть стремление к Богу, связанное с отречением от греха, приведу слова апостола Петра: «Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). Поэтому человек, приступающий ко крещению, должен не просто стремиться найти какого-то абстрактного Бога, чтобы что-то почувствовать. Человеку необходимо стремиться к Богу-Личности, понимая, что единение с Ним возможно лишь через решительную борьбу с грехами, через искоренение своего ветхого человека. Кто захочет очищать свою душу от скверны греха, тому необходимы благодатные дары для укрепления в этой борьбе, которые подаются в крещении. Патриарх Сергий (Страгородский) в книге «Православное учение о спасении» писал, что намерение человека посвящать всю свою жизнь Господу Иисусу Христу «в купели благодатию Божиею запечатлевается и силу принимает быть действенным». Святые отцы говорят еще так: «Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя» (преподобный Симеон Новый Богослов).

В крещении омываются, прощаются все личные грехи, сотворенные человеком, то есть все его бессовестные поступки, мысли, желания, настроения. Потому и говорится: покаяние – второе крещение. Как в крещении все грехи прощаются, так и в искреннем покаянии.

Вот это прощение грехов в обывательском сознании, особенно у женщин, чаще всего и ассоциируется с крещением: мол, грехи простятся, все будет хорошо, все устроится... На самом деле нужно сориентировать людей на то, что крещение – это, прежде всего, принятие ответственности. Прощение грехов только, можно сказать, «побочное действие» крещения, однако именно на это чаще всего обращают внимание. Естественно, человек не может соединиться с Богом, не получив прощения грехов. Но ведь это само собой разумеется. Если человек входит в царские палаты, то его разоблачают, омывают, одевают в торжественные одежды. Но главное не то, что его переодели и помыли, а то, что человек встречается с Богом! Смысл в том, что он идет к Богу, а это подразумевает ответственность: чтобы общаться с Богом, нужно соответствовать Ему. К сожалению, в полной степени быть соответствующими Ему мы не можем.

 Каким в идеале должно быть крещение?

Внешне оно должно соответствовать своему статусу. Крещение совершается единожды, никогда не повторяется. Это действительно уникальное событие в жизни. Человек должен к нему внутренне подготовиться, так как крещение переворачивает всю его жизнь в принципе: он начинает свою жизнь с нового листа. Соответственно, канонические правила предписывают длительную подготовку к крещению-три года. Почему три года? Дело в том, что Господь Своих учеников учил около трех лет. Это как раз такой срок, за который человек может органично войти в церковную жизнь. Конечно, сейчас очень редко, когда кто-то готовится к крещению три года, но к этому, вероятно, нужно стремиться. Однако, думаю, повсеместно такая подготовка введена сейчас быть не может. Ныне у нас минимум – две огласительные беседы. Это фактически неделя подготовки.

Что касается внешней обстановки, то крещение – это все-таки событие для всей Церкви. Здесь можно провести аналогию с рождением ребенка. Вот ребенок рождается, его из роддома встречает вся семья: съезжаются родственники, поздравляют, качают – такая радость для всех. То же самое и здесь, ведь в Церкви появляется новый член, брат или сестра во Христе, а в приходской общине – новый прихожанин. И, естественно, это событие не личное и каждой отдельной семьи: они пришли, младенца им окрестили, и они его унесли... Нет, это событие для всей Церкви, в первую очередь. В Церкви появляется новый человек! Если мы говорим, что в центре нашей жизни – Бог, Церковь, то мы и рассуждать должны с этой позиции. Естественно, сама Церковь таинство крещения должна проводить торжественно. В последних синодальных документах – от 24 июня 2010 года – как раз это предписано. Еще раз нам напоминается из древних канонов, что крещение должно служиться торжественно: крещальная литургия совершается накануне великих праздников и с участием всех членов приходской общины.

Несколько вопросов о восприемниках при крещении. Кого позвать в крестные?

По сути, кто такой крестный? Это младший наставник. Когда человек приходит в Церковь, есть у него наставники – это пастыри: священники, епископ; есть святые отцы. А вот непосредственно младший наставник, который везде его будет за ручку водить, – это крестный. Он должен быть, естественно, сам воцерковленным. Поэтому в крестные нужно выбирать тех, кто знает веру, ведет правильную внутреннюю и богослужебную жизнь. Если эти три составляющие веры: догматическая, аскетическая и литургическая – есть у человека, то он может быть крестным.

К сожалению, институт восприемников в полной мере сейчас не может быть возрожден. Почему? Потому что в основном у нас не развита общинно-приходская жизнь. Там, где есть общины, там есть возможность взращивать и восприемников. Восприемники рождаются в иерархической системе. Восприемник – это, повторюсь, младший наставник, который всегда помогал старшим наставникам. А вот эта система наставничества у нас в Церкви сейчас отсутствует. Крестный отвечает не только перед Богом, но и перед священником за крестника.

Подавляющее большинство крестных, присутствующих на крещении детей в нашем храме, а я крещу почти каждое воскресение, больше никогда не появляются на службах. Получается, все наши разговоры о восприемниках носят лишь теоретический характер. Нынешнее восстановление института восприемничества сродни постройке карточного домика. Надо увеличивать продолжительность оглашения, тогда эти формалисты (номинальные крестные) в систему не войдут. Например, про обязательное оглашение, состоящее из 12 бесед, они скажут: нет, мы не сможем, у нас нет времени. А кто имеет хоть какую-то тягу к религии, тот скажет: «Я пройду». А после оглашения мы уже введем его в Церковь.

Значит, восприемником не может быть человек невоцерковленный, так сказать, верующий в Бога «в душе»?

Некоторые священники допускают, чтобы крестным был невоцерковленный человек. Православная же традиция всегда такие вещи осуждала. Потому что, по сути, верующий в Бога «в душе» – это, как называет таких людей священник Илия Шугаев, пассивный безбожник. А безбожник не может быть крестным. Крестный, повторю, должен быть наставником, неким духовным попечителем своего духовного чада. Он фактически первый духовник. А как он может быть духовником, если у него ни о догматике никаких понятий нет, ни о вере, ни об аскетике, ни о внутренней жизни, ни о литургике, ни о богослужении?! Естественно, что крестным может быть только человек, который правильно понимает веру, правильно ведет внутреннюю жизнь и участвует в богослужении Церкви.

Восприемник на Страшном суде будет отвечать не только за себя, но еще и за своего подопечного?

Конечно. Но в той степени, в какой он мог воспитать человека, но не воспитал. Будет отвечать, а как же!.. Естественно, участь крестного, который нерадиво относился к своим обязанностям, будет тяжелее.

Каковы обязанности восприемников по отношению к крестникам, крестников к восприемникам?

Необходимо молитвенное общение между восприемниками и крестниками, да и между кумовьями тоже должно быть молитвенное единство. Тогда все уже выстраивается. Крестный должен следить за духовной обстановкой в семье крестника и при необходимости ее корректировать. Если православная семья, то просто курировать: часто ли ребенок причащается, а если достиг семилетнего возраста, то как исповедуется и т.д. Обязанность крестника – если у него возникли какие-то трудности, то обращаться за советом не к сверстникам во дворе, а к своему крестному, первичному духовному наставнику, который может что-то подсказать и помочь. То есть необходимо, помимо послушания и молитвы за крестного, еще и ориентироваться на него.

Из беседы со священниками Калужской епархии Георгием Казанцевым-секретарем миссионерской комиссии и Владимиром Войтовым ->.

Икона дня

Календарь

Наша группа в ВК